Хотелось бы сказать несколько слов по поводу прошедшего практикума по основам молекулярной спектроскопии для студентов кафедры молекулярной биологии БФ МГУ.
В первую очередь от себя и от лица моей группы хотелось бы поблагодарить за организацию и проведение этого практикума. Меня порадовало неравнодушие со стороны преподавателей и начальства к нам, студентам, не только с точки зрения проведения самих задач, но также и по вопросам, касавшихся нашего проживания. Например, нам пошли навстречу по вопросам, связанным с кухней (а так как не было централизованного кормления, и готовили мы сами, проблем возникало немало): позволили пользоваться любыми холодильниками, установили на этаже дополнительный, разрешили сторонний конфликт. Также нам выделили отдельный холл, которым мы могли пользоваться на своё усмотрение – например, посидеть группой и отдохнуть, пообщаться… Проживание в общежитии в целом было комфортным, несмотря на то что ремонт ещё сделали не везде.
Что касается самого практикума, то следует отметить, что его программа была очень интенсивной, и отдыхать порой было некогда: едва мы сдавали зачёт по какой-нибудь задаче, так тут же приходилось брать в руки очередную методичку и готовиться к новой. Временами это было, конечно, нелегко, но в целом время на восстановление после нагрузок оставалось – нельзя сказать, что мы сидели безвылазно сутками.
Сама система допусков по задачам вызвала у меня вопросы. Во-первых, не совсем очевидно, почему это является столь существенной частью итоговой оценки. Конечно, это очень неплохо, когда студенты приходят на задачу, не падая в обморок от неожиданности при виде спектрофотометра и небезызвестного и набившего оскомину закона Бугера-Ламберта-Бэра, но временами складывалась такая ситуация, что при подготовке к задаче (особенно к задаче №4) не было из методички понятно вообще ничего, и приходилось заучивать формулы, даже не понимая толком, о чём они вообще. Потом, конечно же, преподаватель тратит время на объяснение материала, после которого становится всё абсолютно понятно, но, тем не менее, хотелось бы обратить на этот момент внимание и попросить найти компромисс между дисциплинированием студентов и адекватностью изложения материала в разработках.
Например, разработка к задаче №2 отличается хорошей структурированностью, большим количеством наглядного материала, который помогал разобраться в теории. Хотелось бы видеть нечто подобное в других методичках тоже (особенно к задаче №4 – ну вообще никуда не годится).
Нет никаких нареканий к преподавателям в плане их отношения к студентам: чувствовалось, что нас реально хотели чему-то научить за этот практикум. Несмотря на то что оборудование в основном устаревшее, и навыки работы с ним в полной мере вряд ли пригодятся, очень важно было понять (по крайней мере, для меня), как вообще устроены все эти приборы, какой у них принцип работы, для чего мы что измеряем, согласно каким закономерностям мы можем интерпретировать спектры. Я могу сказать, что действительно неплохо разобралась в материале: сложном, в котором много физики и квантовой химии, но при этом интересном и необходимом для дальнейшего лучшего понимания молекулярной биологии как науки, которой впредь и собираюсь заниматься.
Большое всем спасибо!